Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Больше чем клуб

2011-01-06 16:03 Почти весь мир восторгается игрой современной «Барселоны». Исключением являются, наверное, только болельщики мадридского «Реала». Сайт Шурика ...

Почти весь мир восторгается игрой современной «Барселоны». Исключением являются, наверное, только болельщики мадридского «Реала». Сайт Шурика тоже не избежал восхваления достижений «Барсы». Действительно тяжело не восторгаться футболом будущего от «блауграны». В этом блоге я попытаюсь, рассказать о возникновении и этапах становления философии футбола от «Барселоны». 

В мире не так уж много успешных футбольных команд на протяжение многих лет придерживающихся определенного стиля игры в независимости от персоны тренера и состава команды. Стиль игры вечного соперника «Реала» определяет находящийся у руля тренер, такая же ситуация  в итальянских «Интере» и «Милане», английских «Челси» и «Ливерпуле». Особняком выглядят лондонский «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед», но неизменность традиций в этих клубах связана с тренерским долголетием Венгера и Фергюсона. Наверное только амстердамский «Аякс» пытается не отходить от заложенных еще Ринусом Михельсом традиций. Но финансовая гонка вооружений не позволяет клубам с бюджетом «Аякса» рассчитывать на победу в главном турнире Европы.

Напротив «Барса» сохраняет свой игровой почерк на протяжении многих лет. По моему мнению, с момента прихода главным тренером в 1988 году Йохана Кройфа концепция игры в своих главных компонентах не претерпела значительных изменений. Тотальное превосходство над соперником, благодаря контролю мяча и беспрерывное движение игроков без мяча, обеспечивающие результат в атаке и лишающее оппонентов шансов на контригру. В такой футбол стремилась играть «Барса»  при Луи ван Гале, Райкарде и теперь при Гвардиоле. Но истоки современного футбола «а-ля Барселона» я думаю нужно искать в далеком 1971 году, когда в столицу Каталонии приехал прививать тотальный футбол сам его «отец» Ринус Михельс.

О результатах миссии Михелса в «Барселоне» можно спорить до хрипоты, но так и не достигнуть консенсуса. Подсчёт титулов завоеванных голландцем не впечатляет. Один чемпионский титул, ознаменованный победой в выездном «классико» с рекордным за всю историю выездов на «Сантьяго Бернабеу» счётом 5:0, и кубок Испании сезона 1977/78 годов. Достижение в Европе были и того скромнее. Единственный сезон в КЕЧ завершился поражением в 1/2 финала от «Лидса» 1:2 и 1:1. Гораздо более значимым итогом деятельности Михелса в Барселоне является уникальный эксперимент по преданию величественной геометрической формы, некоего рода смысловой завершённости тяготевшей к анархии игре блауграны. До прихода Михелса и в мыслях, и в управляемых ими действиях каталонцев господствовал хаос. Не ушёл он в небытие и с появлением «генерала», но, поддавшись его огранке, стал организованным хаосом – узнаваемой во всём мире визитной карточкой Барсы, актуальной и через тридцать с лишним лет после оформления. И данная заслуга даёт нам карт-бланш, считать Михелса одним из полноправных авторов феномена по имени «футбол Барселоны». Действительно Михелс застал «Барселону» отнюдь не в дремучем состоянии. До него в Каталонии успели на славу потрудиться Эленнио Эррера и Любийша Брошич, Ладислао Кубала и Вик Бекингем, каждый из которых понемногу избавлял её от архаичного испанского стиля и помогал идти в ногу со временем. Однако их тактические эксперименты и по сложности для восприятия, и по дерзости не шли ни в какое сравнение с тотальным футболом Михелса.

Благодаря Михельсу стал настоящим каталонцем Йохан Кройф. Понимая, что без игроков, знающих о его методах работы не понаслышке, добиться высоких результатов будет проблематично, Михелс уговаривает Монталя-младшего, выложить «Аяксу» кругленькие и астрономические по тем временам суммы сначала за Йохана Кройфа, а затем и Йохана Неескенса. Трансферы, открывшие голландским футболистам по сей день крайне почитаемую ими дорожку в Барсу, сделали возможной интеграцию тотального футбола в клуб сразу с двух направлений: непосредственно тренерского и внутрикомандного. Михелс объяснял азы «тотального футбола» на тренировках, а Йоханы закрепляли теоретический курс на собственных примерах, поведением на поле.

В 1978 г. Хосеп Льюис Нуньес был избран президентом клуба. В начале эпохи Нуньеса «Барса» выиграла два Кубка обладателей кубков — в 1979 и 1982 годах; также команда в это время выиграла три Кубка Короля (1981, 1983, 1988). В июне 1982 команду усилил аргентинец Диего Марадона, перешедший из аргентинской команды «Бока Хуниорс» за рекордную на тот момент трансферную сумму — 3 млн фунтов стерлингов (£). Впрочем, вскоре, в 1984 г., суперзвезду (успевшую «приложить руку» к победе в Копа-дель-Рей 1983) перекупил итальянский клуб «Наполи», побив трансферный рекорд (£ 5 млн.).

Но по большому счету «Барса» не являлась лидером даже испанского футбола. Второй приход Кройфа окончательно утвердил направление развитие «тотального футбола» от «Барселоны» которое начал создавать Михельс. В 1988 году Йохан Кройф вернулся в клуб в качестве главного тренера. «Барса» получила чуть позже, в начале 90-х, прозвище «Команда мечты» («Dream Team»), по аналогии с легендарной баскетбольной сборной США тех лет, победившей на Олимпиаде-1992, которая проходила как раз в Барселоне. В «Барсу» в то время пришла плеяда блистательных игроков: Гвардиола, Хосе Мария Бакеро, Чики Бегиристайн, Гойкоэчеа, Георге Хаджи («карпатский Марадона»), Рональд Куман, Микаэль Лаудруп, Ромарио и Христо Стоичков. Все эти мастера довольно быстро сыгрались, и в результате получилась весьма грозная команда, вполне заслуживающая своей игрой названия «Dream Team». В 19911994 гг. «Барса» четыре раза подряд выиграла чемпионат Испании. На европейской арене команда была не менее успешной, выиграв Кубок кубков в 1989 г. и Кубок чемпионов-1992. Но главное, сформировался фирменный, узнаваемый во всем мире, стиль игры команды.

После Кройфа «Барселоной» руководили Бобби Робсон, Ван Галь, Серра Феррер, Карлос Рексач, Радомир Антич, Франк Раайкард и возглавляющий команду в настоящее время Хосеп Гвардиола. Больше года из них продержались во главе команды голландцы Ван Галь и Раайкард и воспитанный Кройфом первый тренер каталонец сумевший проникнутся духом тотального футбола от «Барселоны» Гвардиола.

В футболе Пепа всегда интересовало все: от тактики до медицины. И помимо собственного игрового опыта, в недолгой пока тренерской деятельности Хосеп Гвардиола стремится применять и опыт работы и общения со многими известными специалистами. Бьелса, Менотти, Капелло, ван Гааль... Все они внесли что-то в формирование молодого тренера. Но хотя Пеп никого не копирует и создает свой стиль работы, влияние на него одного человека очевидно. Тренерские идеи Йохана Кройфа, положенные в основу игры его первой и главной команды, заложили фундамент игрока и тренера Хосепа Гвардиолы. Еще в бытность игроком Пеп давал множество интервью, а также написал книгу «Мои люди, мой футбол», из которых его взгляды на футбол становятся очевидны. Да, собственно, очевидны они были и тому, кто видел его игру, ведь играя, он демонстрировал мысль. Стремление постоянно атаковать, причем с обязательным использованием флангов, контроль мяча, и быстрое его перемещение, небольшой разрыв между линиями, особая роль креативных центральных полузащиников. Так видит футбол Хосеп Гвардиола, так он видит стиль игры «Барселоны». Стиль, который он считает обязательным атрибутом ее игры.

Болельщики «Динамо» могут спросить: не ошибся я адресом, зачем такой подробный рассказ о фундаментальных основах клуба «Барселоны» на сайте Шурика?  По моему мнению, понять эти основы актуально как никогда всем кто имеет отношение к «Динамо», легендарному клубу столицы Украины. После ухода из жизни Валерия Васильевича «Динамо» лихорадит. Руководство клуба похоже не понимает куда будет двигаться команда в будущем. В одной из передач осени 2010 года «ПроФутбол» в студию были приглашены Игорь Суркис, Олег Блохин и Йожеф Сабо. Сабо стал обвинять, что Динамо отошло от своего фирменного стиля. На что Суркис задал вопрос, что подразумевается под динамовским стилем? Смысл своей речи Игорь Михайлович свел к тому, что главное результат, а методы вторичны. Как видим, наверное, если бы не было  уникального стиля ни когда бы «Барса» не стала лучшей командой мира, если бы в голове Михельса не зародились идеи тотального футбола не было б Кройфа, не было бы Кройфа, мир ни когда не узнал о гениальном тренере Пепе Гвардиоле.

Миссия «Барселоны» более глубокая, чем просто играть в красивый футбол. Я с улыбкой воспринимаю, как маркетологи «Шахтера» пытаются позиционировать свой клуб как «украинская Барса». В 1991 году в ¼ финала Кубка Кубков «Динамо» играло с «Барселоной», а «Спартак» в Кубке чемпионов с мадридским «Реалом». Тогда киевлян сравнивали с каталонцами, а мясных с королевским клубом. Это было время бурных политических изменений в нашей жизни, а «Динамо» было символом Украины, символом независимости для многих жителей нашей страны. Не даром, последнее чемпионство динамовцы добывали в желто-синих цветах национального флага.

«Барселона» - это не просто футбольный клуб, это очень важная составляющая социальной жизни Каталонии. В середине 60-х наибольшее внимание Барса привлекала как символ Каталонии, против чего резко выступал Франко. Президент Нарсыс де Каррерас сделал об этом факте свое знаменитое упоминание во время баллотирования в президенты в январе 1968, когда он объявил, что «Барса – это больше чем клуб». Президент Аугусти Монтал и Коста (1969-1977) предпринял дальнейшие шаги в этом направлении, делая все возможное, чтобы подчеркнуть связь клуба с Каталонией, несмотря на ограничения наложенные диктатурой Франко. Уже в 1997 будучи у руля «Барсы» Бобби Робсон произнес фразу, ставшую крылатой: «Каталония — это страна, и ФК Барселона — её армия».

Мне могут возразить, что не совсем корректно сравнивать один из богатейших клубов мира с «Динамо», которое имеет весьма скромные финансовые возможностями. Но Лобановский доказал, что «полулюбительский» советский футбол способен побеждать капиталистических грандов. Кроме того ФК «Барселона» очень хороший пример футбольного маркетинга. Если правильно поставить дело то доходы «Динамо» можно поднять в разы, но сейчас не об этом.

У «Динамо» есть главное богатство. Опыт, традиции, идеи Лобановского. Ринус Михельс и Валерий Васильевич не алхимики, они не изобрели волшебный эликсир, который  обеспечит победы на все времена. Футбол прогрессирует. Было бы комично, если бы «Барса» играла так как «Аякс» образца 1971 года. Но есть направление, по которому движется футбол. Если остановиться на месте или того хуже пойти в другую сторону, то побед не будет.

Лобановский в беседе с Дэви Аркадьевым сказал: «Буду я тренером или нет, а всё это останется. Возможно, кто-то использует. Это сложнейшие вещи, не все ведь понимают... Я даже не беру в расчёт спортивные результаты: сколько раз команда делала «дубль», побеждала в чемпионате или Кубке, выигрывала Кубок кубков или Суперкубок, получила всюду признание. Это я убираю.  Но я оставлю после себя определённое направление, которое кто сможет, будет использовать».

По моему мнению, руководству клуба необходимо определиться с будущим команды, определить ее миссию. У нас есть традиции, есть тренеры, которые выросли на идеях Лобановского, есть не плохие молодые футболисты способные играть в современный футбол, есть академия способная растить новых Блохиных и Шевченков, есть преданные болельщики,  которые будут заполнять до отказа новый Олимпийский и приводить туда своих детей и знакомых. Давайте воспользуемся нашим богатством!

При написании блога использовались материалы с сайтов www.fcbarcelona.cat, BarcaMania, блогов Дэви Аркадьева.

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

06.01.2011, 16:03
Dynamo-75
Автор:
(Dynamo-75)
Статус:
Наставник (1829 комментариев)
Подписчиков:
9
Медали:
Выбор редакции × 15

Еще на эту тему

Лучшие блоги
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть